Главная\Прямая линия\Вопрос-Ответ

Вопрос-ответ

1. В адрес Фонда капремонта Республики Коми поступают обращения граждан, в которых содержатся наиболее распространенные утверждения среди собственников о незаконности взносов на капитальный ремонт и, в связи с этим, в отказе в их уплате, скачанные из сети Интернет:

1. Авансовые взносы за непредоставленные «услуги» незаконны, так как имеют признаки незаконного сбора (налога), являясь побором и противоречат Налоговому кодексу РФ.

2. В качестве собственника я вправе и в состоянии самостоятельно определить необходимость и своевременность капитального ремонта принадлежащего мне на правах собственности недвижимого имущества. Решение общего собрания собственников нашего дома по данному вопросу не принималось.

3. Президент РФ официально признал коррупцию в сфере ЖКХ, поэтому я не могу рисковать собственными деньгами, пока не будет наведен полный порядок в сфере ЖКХ. До сих пор «общедомовое имущество» юридически не оформлено в виде собственности, т.е. иное право собственности у меня не возникло.

4. Многолетние выплаты обслуживающим организациям на текущий ремонт должны были амортизировать жилой фонд и, при НОРМАЛЬНОМ СОДЕРЖАНИИ, позволить содержать его хотя бы в удовлетворительном состоянии. При попустительстве органов власти, эти средства были разбазарены, необходимый поддерживающий ремонт не производился много лет.

5. Свою деятельность Фонд модернизации начал с массового нарушения федерального закона «О персональных данных», № 152-ФЗ. Нарушения продолжаются до сих пор. Кроме того, предложенная Фондом «оферта», на самом деле офертой не является по определению.

6. После проведения ремонтных работ я могу согласиться (при необходимости и возможности) оплатить по факту капремонт из средств собственного счета, при условии предварительного согласования со мной сметы и после подписания актов выполненных с надлежащим качеством ремонтных работ. О результатах рассмотрения моего заявления прошу сообщить в установленный законом срок письмом по адресу проживания.

7. Орган местного самоуправления (в соответствии с ч. 6 ст. 170 ЖК РФ) общее собрание собственников помещения нашего дома для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта НЕ СОЗЫВАЛ и НЕ ПРОВОДИЛ.

8. Региональным оператором нарушены как сроки, так и основания направления собственникам помещения нашего МКД проекта договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества, предусмотренные ч. 3 ст. 181 ЖК РФ. Договор на оказания услуг капитального ремонта со мной не заключался.

Разъяснения Регионального оператора:

По пункту 1. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства и налоговое право к ним не применимо. Под налогом понимается (статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не может быть признан налогом или сбором, поскольку не обладает всеми характерными для данных видов платежей признаками.

Взносы на капитальный ремонт в отличие от налогов и сборов, не перечисляются в бюджет, а зачисляются – в зависимости от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта – либо на специальный счет в кредитной организации (банке), либо на счет регионального оператора (ч.3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)), не могут использоваться в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, а должны расходоваться исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно части 1 статьи 158 и части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленном в соответствии с законодательством размере исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 ЖК РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» окончательно решило все споры о законности взносов на капитальный ремонт.

По пунктам 2,7. В соответствии с Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» в Республике Коми обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт наступила с 1 октября 2014 года - по истечение восьми календарных месяцев с момента официального опубликования утвержденной Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (была опубликована 30.01.2014 на официальном интернет-портале Республики Коми http://www.rkomi.ru).

В соответствии со статьей 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте, выборе способа формирования фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. 

Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта должны были выбрать один из способов формирования фонда капремонта:

1. перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

2. перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 статьи 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 данной статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

При этом собственники помещений многоквартирного дома имеют право в любое время принять решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта (статья 173 ЖК РФ).

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Данное решение должно содержать перечень вопросов, предусмотренных в пункте 5 статьи 189 ЖК РФ.

Таким образом, решение вопроса отдельным собственником помещения о необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном доме законодательством не предусмотрено.

Очередность и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждены постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 г. № 572 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы».

По пункту 3. Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

Согласно пункту 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Для более подробных разъяснений о регистрации доли в праве общей собственности Вы можете обратиться в органы Росреестра.

По пункту 4. Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений. Так общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 ЖК РФ) к компетенции которого относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ) для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.

Продолжительное использование здания по его функциональному назначению должно проводиться с проведением необходимых мероприятий по сохранению конструкций, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации. Так, каждый вид конструктивных элементов здания имеет срок службы (эксплуатации), по прошествии которого необходимо осуществить его замену.

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капремонт не входят в плату за содержание, а включаются в плату за жилое помещение, поэтому идут отдельной квитанцией, и взиматься дважды они не могут и ранее не уплачивались.

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений, образуют фонд капитального ремонта, средства которого используются на осуществление капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. 

Статьей 154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение, согласно которой плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и взносы на капитальный ремонт – это отдельные виды платежей, имеющие разное назначение.

Средства от оплаты услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме расходуются на оплату услуг и работ, предусмотренных договором управления, заключенным собственниками помещений с управляющей организацией. 

Законодательное определение понятия капитальный ремонт применительно к многоквартирному дому приведено в статье 2 Федерального закона от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии с данным определением капитальный ремонт многоквартирного дома – проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.  

Текущий ремонт – это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникаций в исправном состоянии. 

Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

По вопросам проведения текущего ремонта предлагаем Вам обратиться в управляющую организацию.

По пункту 5. Согласно пункту 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается, если необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей.

Региональный оператор создан в соответствии со статьей 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 178 ЖК РФ, Законом Республики Коми от 24.06.2013 58-РЗ, как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Уставом.

Региональный оператор включен в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Пунктом 8 части 2 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что Региональный оператор обязан вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Соответственно, для выполнения указанных обязанностей, возложенных на Регионального оператора, последнему требуются сведения относительно собственников помещений в многоквартирных домах (субъектов персональных данных) для идентификации собственника. Указанные сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и предоставляются Региональному оператору в порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968.

Таким образом, обработка персональных данных собственников осуществляется в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на Регионального оператора функций, полномочий и обязанностей.

В данном случае согласие на обработку персональных данных граждан не требуется.

Одновременно сообщаем, что обработка персональных данных собственников помещений, не отвечающая целям Регионального оператора, не осуществляется.

По пункту 6. Лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты, определяется решением общего собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме (пункт 3 части 5 статьи 189 ЖК РФ). При проведении собрания по обозначенному вопросу Вы имеете полное право предложить свою кандидатуру.

По пункту 8. Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ в статью 181 ЖК РФ внесены изменения и положения о заключении договора с Региональным оператором исключены. Таким образом, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт у собственника помещения возникает в силу закона, а не договора. В связи с чем Региональный оператор не осуществляет рассылку договоров.

Таким образом, на основании вышеизложенного Вы не можете самовольно отказаться от уплаты взносов на капитальный ремонт. Предъявление квитанций на Ваше имя будет продолжено до момента прекращения права собственности на помещение. Кроме того, уведомляем, что в отношении неплательщиков по взносам на капитальный ремонт проводится претензионно-исковая работа с одновременным взысканием с ответчика всех судебных расходов.

2. Плата на капитальный ремонт для собственников жилья НЕ является обязательной - определение Верховного суда от 04.06.2014 №А 57-АПГ-2П

Не первый год в Интернете муссируется мнение, что якобы Верховный суд РФ своим решением признал взимание взносов на капитальный ремонт (далее — КР) незаконным. Речь идет об определении Верховного суда РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ 14-2 (далее — Определение).

Указанное Определение вынесено по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение Белгородского областного суда от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области».

В числе прочего Определение содержит фразу: «оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Именно эту фразу используют сторонники лжетеории об отсутствии обязанности оплаты взносов на капремонт, часто перефразируя ее примерно в таком виде: «По Определению ВС РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ 14-2 плата за капитальный ремонт НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ».

Дополнительно нередко приводятся еще два аргумента:

1) Региональный оператор КР является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, оплата взносов Региональному оператору КР (который является фондом) носит исключительно добровольный характер, никаких обязанностей по уплате взносов на КР на собственников помещений МКД принудительно возложено быть не может;

2) Конституция РФ не предусматривает плату за несуществующие услуги. Следовательно, недопустимо взимать оплату неких еще не предоставленных услуг, а значит — работы по капитальному ремонту могут оплачиваться исключительно после их проведения, а не до того, как не только сами работы еще не произведены, но и вообще не определен их исполнитель, не составлены окончательные сметы и т.д. и т.п.

Исходя из трех представленных аргументов (1. отсутствие обязанности по уплате взносов на КР, установленное ВС РФ; 2. добровольность, а не обязательность взносов в фонды; 3. недопустимость оплаты не предоставленных услуг) лжетеоретики делают вывод о незаконности взимания взносов на КР.

Что установил ВС РФ на самом деле?

В Определении действительно сказано, что Законом Белгородской области обязанность по уплате взносов на КР не устанавливается. Но только лишь потому, что такая обязанность установлена федеральным законодательством РФ. Верховный суд указывает, что на основании частей 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме (далее — МКД) обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на КР. Обязанность по оплате расходов на КР распространяется на всех собственников с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Верховный суд также указывает, что согласно статье 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы, устанавливается порядок его деятельности. Применительно к рассматриваемому случаю ВС РФ уточняет, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений статьи 167 ЖК РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

А вот далее следует как раз та самая вырванная из контекста Определения фраза: «Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт».

При прочтении всего текста Определения уже не создается впечатления, что Верховный суд установил отсутствие обязанности по уплате взносов на КР.

Кроме того, необходимо напомнить, что цитируемым Определением Верховный суд в заявленных требованиях отказал. Требования состояли в отмене Решения Белгородского областного суда, но ВС РФ признал данное Решение законным и обоснованным. Белгородский областной суд, в свою очередь, решил (именно тем обжалованным, но оставленным в силе Решением от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014): «в удовлетворении заявления … о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Белгородской области “О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области”, принятого Белгородской областной Думой 24.01.2013, отказать». То есть Белгородский областной суд признал соответствие Закона Белгородской области Федеральному законодательству РФ и не установил нарушений, а Верховный суд подтвердил правильность принятого Решения.

Более того, именно Белгородский областной суд применил в своем Решении ту самую цитируемую лжетеоретиками фразу: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Сторонники рассматриваемой в настоящей статье лжетеории целенаправленно ссылаются не на Решение Белгородского областного суда, а на Определение Верховного суда РФ, чтобы придать больше значимости своим аргументам, но на самом деле ВС РФ лишь процитировал проверяемое Решение суда.

Важно отметить, что в Решении Белгородского областного суда за процитированной фразой шло продолжение, все расставляющее по своим местам — дословно суд в своем Решении указал: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт. Данные обязанности непосредственно предусматриваются Федеральным законом».

Разумеется, лжетеоретики предпочли не заметить этой фразы, которая разрушает продвигаемый ими миф.

О добровольности взносов в Фонд.

Разберем норму Закона 7-ФЗ о добровольности взносов в фонды.

Часть 1 статьи 7 Закона 7-ФЗ действительно устанавливает: «1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели…».

Однако, при этом часть 4 той же статьи 7 Закона 7-ФЗ устанавливает: «4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах».

Именно в соответствии с процитированной нормой Жилищным кодексом РФ (который, между прочим, является Федеральным законом) предусмотрен отдельный вид фондов — региональные операторы капитального ремонта. Глава 17 (статьи 178-188) ЖК РФ регулирует порядок формирования фондов капитального ремонта Региональным оператором и порядок деятельности Регионального оператора по финансированию капремонта. Указанные нормы ЖК РФ, в числе прочего, устанавливают особый порядок использования Региональным оператором денежных средств и ряд ограничений, не предусмотренных нормами Закона 7-ФЗ о таких некоммерческих организациях, как фонды.

Следует напомнить еще несколько норм законодательства РФ. Часть 1 статьи 169 ЖК РФ прямо обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на КР общего имущества. То есть обязанность оплачивать взносы установлена императивно, ни о каком добровольном выборе, платить или не платить взносы, в данном случае речи не идет. Статья 170 ЖК РФ устанавливает право собственников выбирать порядок формирования фонда КР, и накопление средств на счетах регионального оператора — это лишь один из способов. Если оценивать, является ли выбор указанного способа (и следующая за ним обязанность оплачивать взносы на КР именно Региональному оператору) добровольным, тогда необходимо помнить, что общее собрание собственников помещений имеет право выбора способа формирования фонда капремонта, и выбор конкретного способа делается добровольно. Отсутствие Решения о выборе способа формирования фонда капремонта приравнивается к выбору способа формирования фонда капремонта на расчетном счете Регоператора. Но разве отказ от Решения в данном случае не является добровольным?

Дополнительно можно напомнить о существовании ряда некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме фонда, взносы в которые вовсе НЕ являются добровольными. К таким организациям можно отнести Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

Выводы.

Рассмотренная в настоящей статье лжетеория об отсутствии обязанности по оплате взносов на капремонт опровергнута:

1) Верховный суд РФ не устанавливал отсутствие такой обязанности;

2) Деятельность Региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фондов, по приему взносов на капремонт от собственников помещений МКД и по взысканию таких взносов в судебном порядке соответствует действующему законодательству РФ;

Дополнительно стоит отметить, что Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

3. Откуда взялась ваша организация и почему мы должны копить деньги на предполагаемый будущий ремонт наших домов именно в вашем фонде? Мы каждый месяц платим управляющей компании за содержание жилья. В соответствии со ст. 154 Жилищного Кодекса РФ содержание жилья включает в себя "Обеспечение капитального и текущего ремонта многоквартирного дома". Наша Управляющая Компания добросовестно выполняет свои обязанности. Почему мы должны платить дважды?

Некоммерческая организация Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» была создана 4 октября 2013 года постановлением Правительства Республики Коми №380 «О создании некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов». Целью работы Регионального оператора является обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми в рамках реализации Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ). Деятельность Регионального оператора регламентируется ЖК РФ, Федеральным законом РФ от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Законами Республики Коми от 24.06.2013 №57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми», от 24.06.2013 №58-РЗ «О региональном операторе Республики Коми» и другими нормативно-правовыми актами. Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного Кодекса РФ собственники в срок до 1 августа должны были выбрать один из способов формирования фонда капремонта: на специальном счете (владельцем счета по желанию собственников может быть выбрана либо товарищество собственников жилья, либо региональный оператор). Вопросы о создании данного фонда (опять же в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ) должны были вынести на совещание ваша Управляющая Компания или местная администрация. Чего ими, судя из текста вопроса, не было сделано. Поэтому автоматически на основании постановления местной администрации Ваш дом был закреплен за региональным оператором (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). Если Вы не согласны с решением администрации, то общим собранием собственников имеете полное право в любое время изменить способ формирования фонда (ст. 173 ЖК РФ). Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не входят в плату на содержание, а включаются в плату за жилое помещение, и поэтому идут отдельной строкой. Обязанность по уплате данных взносов наступила в октябре 2014 года (ст. 169 ЖК РФ) и ранее они не уплачивались.

4. На каком основании собственники должны платить за капремонт, если договор о формировании фонда капитального ремонта с Региональным оператором не заключен в двустороннем порядке?

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 ЖК РФ). Основанием возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме обязанности по оплате взноса на капитальный ремонт является не подписание договора обеими сторонами, а возникновение права собственности на помещение в многоквартирном доме (договор приватизации, договор купли-продажи, дарения, наследования, мены). Обращаем Ваше внимание на вступившие в силу изменения в Жилищный Кодекс РФ. В соответствии с внесенными изменениями в Жилищный кодекс РФ № 176-ФЗ от 29.06.2015 г. статья 181 ЖК РФ теперь не предусматривает необходимость заключения договора между собственником и Региональным оператором. Ранее ч. 1 ст. 181 предусматривала заключение договора между собственником и Регоператором в обязательном порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считалась его заключением.

5. В соответствии с ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ взнос на капремонт для собственника помещений в многоквартирном доме уже включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Получается, что взносы в Фонд капремонта собственники платят дважды?

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ взносы на капремонт не входят в плату за содержание, а включаются в плату за жилое помещение, и поэтому идут отдельной строкой. Обязанность по уплате данных взносов наступила лишь в октябре 2014 года (ст. 169 Жилищного Кодекса РФ), поэтому взиматься дважды они не могут и ранее не уплачивались.

6.  В квитанции об оплате взносов на капитальный ремонт написано, что банк получатель находится в Санкт-Петербурге. Почему деньги на ремонт своего дома (который находится в Сыктывкаре) мы должны перечислять в Санкт-Петербург? 

В соответствии с пунктом 3 статьи 180 Жилищного кодекса РФ, пунктом 9-1 части 1 статьи 8 Закона Республики Коми "О региональном операторе Республики Коми" Правительство РК утвердило Порядок проведения и условия конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия региональными операторами Республики Коми счетов, а также специальных счетов. В октябре 2014 года региональным оператором Республики Коми проведен открытый конкурс по отбору российской кредитной организации для открытия счета регионального оператора, на котором будут аккумулироваться денежные средства собственников помещений в виде взносов на капитальный ремонт. В конкурсе принимали участие 4 кредитных учреждения. По результатам конкурса победителем был признан "Газпромбанк" (ОАО). Офисы Газпромбанка, расположенные на территории Республики Коми, входят в состав Филиала «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) в г. Санкт - Петербурге (далее - Филиал). В связи с чем при проведении платежных операций все офисы, входящие в состав Филиала, используют единые расчетные банковские реквизиты. При этом счет открыт в офисе, расположенном в г.Сыктывкаре.

7. Мы живем в кооперативном доме (ст. 110 Жилищного Кодекса РФ), где вопросы капитального ремонта и взносов решаются на общем собрании членов кооператива. На каком основании нам присылают квитанции о ежемесячных взносах в ваш фонд?

Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта: на специальном счете или на   счете регионального оператора. В случае если собственники не выбрали ни один из указанных способов в установленный Жилищным кодексом РФ срок, то администрацией вашего поселения (или города) принимается решение о формировании фонда на счете регоператора, оформленное постановлением администрации (ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ). Таким образом, предлагаем обратиться в управляющую компанию и уточнить, когда было проведено собрание собственников и каковы его результаты. Также предлагаем обратиться в администрацию и узнать на каком основании ваш дом включен в постановление местной администрации о формировании фонда на счете регионального оператора.  В случае, если выяснится, что формирование фонда вашим домом осуществляется на специальном счете, вам будет произведен перерасчет и дом будет исключен из базы регоператора.

8. По какому принципу разработана программа капитального ремонта? К примеру: пгт. Визинга, д. 18 год постройки - 1990г; план капремонта - 2014г. г. Ухта, ул. Первомайская, д. 8 год постройки - 1937г, план капремонта - 2040г. Это более 100 лет без капитального ремонта. Есть такие нормативы? И доживет ли этот дом до капремонта? 

Разработка региональной программы осуществлялась на основании данных органов местного самоуправления, т.е. администраций муниципальных районов и городских округов, в соответствии с требованиями ст. 168 Жилищного кодекса РФ и ст. 4 Закона РК от 24.06.2013 № 57-РЗ. Данная программа подлежит ежегодной актуализации. При возникновении вопросов по формированию программы Вам необходимо обратиться за разъяснениями в указанные органы власти.

9. Почему я должна платить за капитальный ремонт сейчас, если сами работы будут произведены только через пятнадцать лет?

Ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также за проведение капитального ремонта этого имущества лежит на самих собственниках. Собственники формируют фонд капитального ремонта за счет взносов на капитальный ремонт. Система формирования фондов – накопительная. Когда срок ремонта, запланированный Региональной программой, подойдет, необходимые средства уже будут собраны.

10. Зачем новым домам капремонт? Он понадобится только лет через 30, но за это время с жильцов столько денег успеют собрать, что новый дом построить дешевле выйдет.

На вопрос о сборе средств на новые дома сообщаем, что у каждого вида конструкции или инженерной системы свой срок эксплуатации, и, естественно, ремонт в новых домах будет осуществляться в среднем лет через 15-25. В это время средства на ремонт будут постепенно накапливаться на счете. Это также удобно и гражданам, т.к. средства уплачиваются малыми долями, что не так обременительно, как при единоразовом сборе средств. Если вас беспокоит сохранность средств, накапливаемых на ремонт вашего дома на специальном счете, вы всегда можете осведомиться о сумме накопленных средств как отдельно по собственнику, так и в общем по дому. Это обязательство регламентировано постановлением Правительства Республики Коми от 21.01.2014 № 18. В случае формирования фондов капитального ремонта на специальном счете, собственники вправе приостановить дальнейший сбор при достижении минимального размера фонда капитального ремонта (за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов). 

11. В случае, если собственники отказываются платить взносы на капитальный ремонт, кто и каким образом будет взыскивать задолженность с неплательщиков?

При формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора взыскание задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, ведение работы с должниками и при необходимости взыскание задолженности через суд осуществляет Региональный оператор.

12. Почему счет Регионального фонда капремонта открыт за пределами Республики Коми, в филиале АО «Газпромбанк»? В счете указан получатель – банк в Санкт- Петербурге, но на обратной стороне квитанции указано, что взносы остаются на счетах в Республике Коми.

Информация на обеих сторонах квитанции достоверная. Деньги собственников остаются на банковском счете, открытом в операционном офисе филиала АО "Газпромбанк", с местом нахождения в г. Сыктывкаре. Дело в том, что офисы Газпромбанка, расположенные на территории Республики Коми, входят в состав Филиала АО «Газпромбанк» в г. Санкт - Петербурге. В связи с чем в платежных реквизитах на квитанциях указано полное наименование банка. Банковский счет открыт по результатам конкурса, проведенного в соответствии с порядком утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 24.07.2014 № 300.

13. Как узнать вошел ли в программу капитального ремонта дом; на какой год этот ремонт предусмотрен и какие виды работ будут произведены?

Эта информация содержится в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года № 572. Региональная программа находится на нашем официальном сайте: regoperatorkomi.ru - синяя кнопка в левом верхнем углу. Также она размещена на сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Коми: http://arch.rkomi.ru/left/reform/ref_zhkh/19952/  и в справочных правовых системах.  Региональной программой определены очередность и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с условиями, определенными нормативными правовыми актами Республики Коми и требованиями федерального законодательства, которые отражены в приложении к Программе.

14. Почему в оплате за капремонт участвуют несовершеннолетние дети?

Законодатель не разграничивает возраст собственников. Если человек становится собственником, то независимо от возраста, он обязан платить в соответствии со ст. 154, 158 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со статьей 64 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Таким образом, родители, как законные представители детей, действуют и представляют их интересы во взаимоотношениях с Фондом, в том числе и по вопросам капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирном доме.

15. Почему в Региональную программу не включен капитальный ремонт выгребных ям? В нашем доме они в аварийном состоянии и требуют незамедлительного ремонта. Неужели жильцам придется дополнительно собирать деньги на их ремонт?

Согласно письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.09.2017 №31442-ЕС/06: "В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома включается в состав общего имущества в многоквартирном доме. Выгребные ямы входят в состав системы водоотведения многоквартирного дома (приказ Минстроя России от 22 декабря 2014 г. №882/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами").

Таким образом финансирование указанных работ за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного субъектом Российской Федерации, соответсвует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.

16. Почему в некоторых квитанциях указанная площадь квартир не соответствует фактической?

В ряде случаев сведения, указанные в выписках Единого государственного реестра прав, не соответствуют данным, отраженным в свидетельствах о государственной регистрации прав, имеющихся на руках у собственников помещений. При выявлении данных недочётов, сотрудники Фонда доводят информацию в письменном виде до Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.

17. Меня очень волнует объективность составления сметы на выполнение работ по капитальному ремонту в моем доме. А конкретно, не будет ли завышена цена работ. Кто занимается контролем в данном направлении и есть ли у меня как у собственника такие полномочия?

В соответствии с Жилищным кодексом функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, осуществляет региональный оператор (ст. 180, ч. 1, п. 3 ЖК РФ). В обязанности регионального оператора входит (ст. 182, ч. 2 ЖК РФ): ·           обеспечение подготовки задания на выполнение услуг / работ по капитальному ремонту и (при необходимости) подготовка, утверждение и несение ответственности за качество проектной документации на капремонт и её соответствие законодательным требованиям;

·           привлечение подрядчиков для выполнения услуг / работ по капитальному ремонту и заключение с ними от своего имени соответствующих договоров;

·           контроль качества и сроков выполнения услуг / работ подрядными организациями и соответствие таких услуг / работ требованиям проектной документации;

·           приемка выполненных работ.

При этом собственники помещений должны выбрать своего представителя, который будет участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту и подписывать соответствующие акты (ст.189, ч. 5, п. 5 ЖК РФ). Согласно дефектной ведомости, представленной на конкурс, подрядчиком составляется смета на выполнение работ. Подрядчик приносит данную смету на согласование видов и объемов работ региональному оператору. После согласования смета направляется в Региональный центр по ценообразованию для проверки видов работ, стоимости используемых материалов, зарплаты работникам и других позиций. Если стоимость работ не соответствует заявленной в договоре, то подрядчик и заказчик заключают дополнительное соглашение на основании Заключения Регионального центра по ценообразованию.

18. Несколько лет назад в нашем доме силами жильцов был сделан капитальный ремонт крыши и фасада. Мы взяли ссуду в банке в размере 60 тысяч рублей, чтобы оплатить 15 процентов от стоимости ремонта. Теперь помимо ежемесячных выплат по кредиту, нужно платить обслуживающей компании за содержание жилья. Я пенсионерка. Расходы на квартиру в щитовом доме для меня становятся неподъемными. А с октября 2014 года к ним добавились квитанции за капитальный ремонт, который в нашем доме уже сделали?

Собственники должны понимать, что содержание жилья и капитальный ремонт -  это различные виды работ, за выполнение которых ответственны разные организации. Обслуживающей компании вы платите за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме (Например, побелка, покраска – легкий косметический ремонт). Капитальный ремонт в этот список не входит (ст. 154 п. 2 ЖК РФ). Сейчас ежемесячные взносы на капитальный ремонт собирает Региональный оператор. В дальнейшем накопленные средства будут направлены на другие виды работ в рамках капитального ремонта вашего дома. Например, инженерных систем (теплоснабжения, канализации или водоснабжения). В случае если для финансирования капитального ремонта какого-то дома в срок недостаточно средств, накопленных жильцами этого дома, региональный оператор использует для финансирования ремонта деньги, полученные от собственников помещений в других многоквартирных домах, в которых в этом году ремонт проводиться не будет (ст. 182, ч. 1 ЖК РФ). Таким образом, фактически, через регионального оператора собственники помещений в одном доме берут в долг деньги собственников помещений в других многоквартирных домах. Собственники помещений в доме, на ремонт которого израсходовано средств больше, чем они внесли в фонд капитального ремонта, возмещают заемные средства своими последующими взносами на капитальный ремонт (ст. 182, ч. 7).

19. Нами получено письмо от администрации о том, что Региональный оператор включил наш дом в краткосрочный план на 2015 г. Работы все еще не начаты. В нашем доме очень много проблем, требующих скорейшего решения. Когда Региональный оператор приступит к ремонту?

Дома в Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта включает не Региональный оператор, а муниципальные администрации на основании данных, предоставленных управляющими организациями. Региональный оператор лишь осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми. Функции Регионального оператора: накопление и управление денежными средствами, поступающими на его счета от собственников помещений МКД; обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в объемах и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта. По условиям реализации Краткосрочного плана на 2015 год все работы по капитальному ремонту должны быть завершены до 31 декабря 2016 года. Работы производит не Региональный оператор, а подрядная организация, которая выбирается строго по конкурсу. Региональный оператор готовит техническое задание для каждого конкретного дома и публикует в средствах массовой информации объявление о проведении открытого конкурса по выбору подрядной организации для проведения работ по капитальному ремонту. В течение месяца любая подрядная организация может подать заявку на участие в конкурсе. По условиям конкурса победителем может быть признана только одна подрядная организация. По завершении конкурса Региональный оператор письменно уведомляет собственников и муниципалитет о сроках и стоимости работ по капитальному ремонту, а также о выигравшей подрядной организации, после чего данная организации приступает к выполнению работ по капитальному ремонту.

20. Мы, жильцы дома, сомневаемся, что кто-то захочет ремонтировать наш дом, поскольку цена контракта, заявленная в Краткосрочном плане, слишком мала. Кто определяет стоимость работ и что сделать нам, собственникам, чтобы эту стоимость увеличить?

Предварительная стоимость каждого вида работ рассчитывается в соответствии с Постановлением правительства Республики Коми № 197 от 6 мая 2015 г. Согласно статье 189 Жилищного Кодекса РФ, не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт региональный оператор представляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение. Предложение, направленное Региональным оператором, в графе «стоимость работ» содержит предельное значение, указанное в краткосрочном плане. В случае, если собственники с заявленной стоимостью не согласны, то в протоколе необходимо указать источники дополнительного финансирования (к примеру, увеличение минимального взноса).

21. Я получила квитанцию для оплаты взносов на капитальный ремонт, хотя собственником квартиры не являюсь. Я наниматель. Хотела оплатить, но в графе «собственник» указана администрация города. Как быть в такой ситуации и все-таки нужно мне как нанимателю оплачивать эти квитанции?

Наниматели не должны нести расходы по оплате взносов на капитальный ремонт. Это обязанность собственников! При формировании платежных документов за третий квартал 2015 года произошла техническая ошибка в автоматизированной системе, в связи с чем вместо счета на юридических лиц были сформированы квитанции. Обратите внимание на строчку в поле «Собственник».

22. Предъявление мне квитанций считаю незаконным в соответствии с ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях». В статье 7 данного закона говорится, что НКО учреждаются гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, добровольные взносы не могут быть обязательными, в связи с чем я платить отказываюсь. Платежи на капремонт, вообще не могут быть обязательными. Фонды капремонта, согласно ФЗ № 271, являются некоммерческими организациями.

В соответствии с федеральным законодательством, а именно ч. 1 ст. 169 Жилищного Кодекса РФ, взносы на капитальный ремонт являются обязательными платежами. В статье 7 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» говорится: «фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов». Добровольные имущественные взносы в пользу Регионального фонда внесены учредителем в стопроцентном размере. В соответствии с учредительными документами Фонда, его учредителем является Республика Коми. Взносы собственников могут быть направлены только на финансирование капитального ремонта в многоквартирных домах в соответствии с Региональной программой капитального ремонта.

23. Согласно Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ собственник несет бремя расходов на содержание своего имущества, но не чужого. В свидетельстве о государственной Регистрации права собственности не указана моя доля в праве на общее имущество в доме, в связи с чем считаю, что я не обязана осуществлять взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Приобретая в частную собственность помещение в составе многоквартирного дома, в силу пункта 4 статьи 10 Жилищного кодекса РФ, собственник недвижимого имущества приобретает и ряд обязанностей, в том числе проведение капитального ремонта общедомового имущества. В соответствии с ч. 1 статьи 38, ч. 3 статьи 158 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности, в том числе в результате приватизации помещения. При этом государственная регистрация права собственности одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Государственная регистрация права общей долевой собственности на объект недвижимости не требуется и обязательна только в случаях, когда данный объект передается в пользование (например, в аренду) какому-либо лицу или является предметом иных сделок, на основании которых право общей долевой собственности ограничивается (Ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

24. Почему нет представительства в Ухте, чтобы можно было обращаться по месту жительства. Дозвониться действительно трудно, а писать на электронную почту не у всех есть возможность. Знаю сейчас многие столкнулись с подобной проблемой, поскольку дозвониться до Регоператора очень сложно.

Если у Вас нет возможности написать нам через Почту России или электронную почту, Вы всегда можете обратиться к нам через отдел ЖКХ администрации вашего муниципалитета. Напишите заявление и изложите суть проблемы. Если в квитанции указаны ошибочные данные о площади (доле) квартиры или о собственниках – приложите копию свидетельства о регистрации права собственности (договор приватизации); если же в квитанции числится несуществующая задолженность – приложите копию квитанции об оплате. По поводу отсутствия представительств в районах республики поясняем, что в соответствии с Жилищным Кодексом РФ «региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства» (ч. 4, ст. 178ЖК РФ).

25. Получаю квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт от Регионального оператора. Начисление происходит и на площадь балкона, из чего я делаю вывод, что балконы и лоджии являются общедомовым имуществом. Объясните.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного Кодекса РФ «общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас». Региональный оператор производит начисления в соответствии с правоустанавливающими документами – свидетельством о регистрации права собственности; договором приватизации. Если по вашим подсчетам, начисления производятся и на площадь балкона (лоджии), вам следует обратиться в управление Росреестра за изменением правоустанавливающего документа (свидетельства о государственной регистрации права собственности). Дело в том, что до 2005 года в понятие общей площади включалась и площадь балкона (лоджии). В 2005 году в статью 15 Жилищного Кодекса РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми площадь балконов и лоджий исключается из значения общей площади.

26. Ознакомился с Региональной программой капитального ремонта. На 2020 год в моем доме запланирован капитальный ремонт газового оборудования. Живу в этом доме уже 30 лет и все это время пользуюсь электрической плитой. Объясните, на что будут потрачены средства, собираемые для ремонта газового оборудования?

Составлением региональной программы капитального ремонта занимается Министерство архитектуры и строительства Республики Коми на основании сведений, предоставляемых органами муниципального самоуправления. Региональная программа подлежит ежегодной актуализации. Рекомендуем Вам обратиться в администрацию для исключения ненужного вида работ из Региональной программы капитального ремонта. В любом случае деньги, собранные с жильцов вашего дома будут направлены на капитальный ремонт одного из элементов вашего дома (ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фундамента; ремонт фасада; ремонт крыши; ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт и замена лифтового оборудования и лифтовых шахт; разработка проектной документации; осуществление строительного контроля).

27.    Как получить сверку? Выставляют долг, которого не может быть. И по какому телефону можно дозвонится для консультации? Те, что указаны в квитанции или не работают, или заняты все время.

Осведомиться о состоянии лицевого счета можно у операторов по телефону "горячей линии" 8 (8212) 400-510. К сожалению, линия часто занята, поскольку наши операторы непрерывно получают звонки со всей Республики.  В случае, если Вы не дозвонились, рекомендуем Вам обратиться к Региональному оператору одним из указанных способов:

- по электронной почте: info@regoperatorkomi.ru; 

- через форму обратной связи на официальном сайте Регионального оператора; 

- посредством «Почты России» по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корпус Б, офис 201; 

- на личном приеме через специалистов фонда: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корпус Б, этаж 2, кабинет 225 (с 9.00 до 17.00). 

В процессе интеграции баз данных была утеряна часть сведений о собственниках помещений, в связи с чем в выставленных платежных документах за первый квартал 2016 г. образовались ошибки в строке о задолженности на текущую дату. Рекомендуем оплачивать только фактические начисления за первый квартал 2016 года.  Приносим извинения за причиненные неудобства!

28.    Допустимо ли, чтобы по капремонту жилого дома велись ночью?

На территории Республики Коми действует «Закон об административной ответственности» от 30 декабря 2003 г. № 95-РЗ, в соответствии с которым совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 22.00 часов до 7.00 часов (кроме праздничных дней), за исключением проведения аварийно-восстановительных и иных неотложных работ и действий, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности, а также поддержанием функционирования жизнеобеспечивающих объектов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Фактов нарушения данного закона подрядчиками, с которыми у Регионального оператора заключены договоры на выполнение работ по капитальному ремонту, не зафиксировано.

29.    В нашем доме начался капитальный ремонт крыши. После завершения работ кто будет нести ответственность за их приемку? Имеют ли право собственники жилья участвовать в комиссии по приемке работ и каким образом их мнение будет зафиксировано?

Ответственным за приемку выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества МКД является региональный оператор. В соответствии с п. 5, ч. 2, ст. 182 Жилищного Кодекса РФ региональный оператор осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечивает создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти РК, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме (согласно п.2 ст. 181 Жилищного Кодекса РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 189 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений вправе через уполномоченного представителя участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, причем данное полномочие должно быть зафиксировано в протоколе общего собрания собственников помещений. Мнение каждой из участвующих в приемке сторон фиксируется в акте приемки выполненных работ. В случае, если собственники не провели данного собрания и не определили уполномоченное лицо, которое в дальнейшем будет участвовать в приемке выполненных работ, орган местного самоуправления принимает такое решение самостоятельно в соответствии с частями 5 и 6 статьи 189 Жилищного Кодекса РФ.

30.    В прошлом году в нашем доме сделали капитальный ремонт крыши. Мы, жильцы дома остались недовольны его качеством. Что делать, если при таянии снега или во время дождя обнаружится протечка. Кто понесет за это ответственность?

Региональный оператор обращается к собственникам квартир в домах, где в 2015 году был проведен капитальный ремонт крыш. При обнаружении протечек кровли просим собственников незамедлительно сообщать о таких случаях: - по телефону «горячей линии» 8 (8212) 400-510;  - по электронной почте: info@regoperatorkomi.ru;  - через форму обратной связи на официальном сайте Регионального оператора;  - посредством «Почты России» по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корпус Б, офис 201;  - на личном приеме через специалистов фонда: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корпус Б, этаж 2, кабинет 225 (с 9.00 до 17.00). Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме имеют гарантийный срок (3 года с момента сдачи объекта в эксплуатацию), в течение которого подрядчик обязан устранить за свой счет все дефекты, возникшие по его вине. Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. Ущерб личному имуществу собственников от протечки также будет возмещен подрядчиком при условии, что он зафиксирован актом жилищной инспекции с представителем управляющей организации.

31.    Три дня назад я отправила вам на электронную почту письмо, где изложила все волнующие меня вопросы и просила дать ответ в течение суток. Почему ответа до сих пор нет?!

Региональный оператор сообщает правилах рассмотрения письменных обращений граждан. В соответствии с законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. в обращении гражданин обязан указать свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты (если ответ должен быть направлен в форме электронного документа) и почтовый адрес (если ответ должен быть направлен в письменной форме) (ст. 7, п. 3). В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, или почтовый адрес, ответ на обращение не дается (ст. 11, п. 1). Региональный оператор вправе оставить обращение без ответа в случае, если в нем содержатся нецензурные, либо оскорбительные выражения и угрозы (ст. 11, п. 3). В соответствии с п. 1 ст. 12 № 59-ФЗ письменные обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации.

32.    Где можно посмотреть форму сбора подписей жильцами, за создание отдельного счета для дома?

В соответствии со ст. 176 Жилищного Кодекса РФ специальный счет открывается при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ, и других документов, предусмотренных банковскими правилами. Формы протоколов для общего собрания собственников размещены на официальном сайте Регионального оператора в разделе "Собственникам - Формы документов"

(ссылка: /formy_dokumentov)    

33. Разъяснения по переходу со специального счета на "котловой" 

Процедура изменения способа формирования фонда капремонта регулируется ст. 173 Жилищного кодекса РФ.
Принятие решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта допускается при условии отсутствия задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (копия протокола собрания собственников помещений) в течение 5 рабочих дней после принятия такого решения направляется региональному оператору и в Службу Республики Коми стройжилтехнадзора (для сведения). Решение принимается более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Протокол обычный, как и другие, которые принимались собственниками дома и может содержать в себе несколько различных рассматриваемых вопросов. Главное, чтобы в перечне одним из рассматриваемых вопросов значился «Изменение способа формирования фонда капремонта».
Вступает в силу через 1 месяц после направления. После получения копии протокола, региональным оператором будет принят приказ о включении дома на «котловой счет» и отражена дата вступления решения собственников в силу. Копия приказа письмом доводится до владельца специального счета для сведения.
В течение 5 дней после вступления в силу решения владелец специального счета перечисляет средства фонда капитального ремонта на счет регионального оператора. После чего необходимо закрыть специальный счет в банке.
В течение 10 дней после вступления в силу решения владелец специального счета обязан передать региональному оператору все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, предусмотренные п. 3 постановления Правительства РК от 11.07.2016 N 347. Денежные средства и пакет документов можно направить раньше этого срока (законом не возбраняется), чтобы региональный оператор успел внести помещения и собственников помещений с их расчетами в свою базу и своевременно подготовить платежные документы для предъявления.

Реквизиты «котлового счета»:
Полное наименование: Некоммерческая организация Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов»
Получатель: Фонд Республики Коми капремонта МКД
ИНН 1101991230 / КПП 110101001
Расчетный счет: 40603810400150000001
в Ф-Л БАНКА ГПБ (АО) "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ" г. Санкт-Петербург
БИК 044030827
к/с 30101810200000000827
Адрес регионального оператора:
167000, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д.70 корп. Б, оф. 201

Адрес Службы Республики Коми стройжилтехнадзора:
167000, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д.197

34. «Почему начислены пени? Ведь мы все оплатили»

👆🏻  Давайте рассмотрим начисление пени на конкретном примере.
Обратите внимание на информацию о пене в текстовом поле в квитанции за 2 квартал 2022 года.
Рис.1
В этом предложении дана ссылка на норму закона, в соответствии с которой осуществляется начисление пени, и дата (10.01.2022г.), на которую образовалась просроченная задолженность. Сумма 5,89 руб. – размер пени, начисленный на эту задолженность.
Согласно ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ формула для расчёта пени следующая:
1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) банка за каждый день просрочки, начиная с 31 дня от установленного срока оплаты.
Срок оплаты квитанций у нас установлен ст. 8(1) Закона Республики Коми от 24.06.2013 N 57-РЗ - ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Обратите внимание, в квитанции этот срок также указан, причём дважды(!) для Вашего удобства.
Рис.2
 
Проверить сумму начисленной пени можно самостоятельно.
Для этого следует поднять квитанцию за 1 квартал 2022 года и выписать сумму задолженности на 01.01.2022.
Рис.3
То есть 605,77 руб. это та сумма, которая должна была быть погашена до 10 января 2022 года. Учитывая формулу расчёта пени, крайний срок оплаты этой суммы долга до 10 февраля 2022 года (то есть 10 января + 30 дней). После этой даты начинает начисляться пеня.
При расчёте пени начисление осуществляется до даты начала текущего квартала. Например: в январе начисление было за период с 10 ноября до 1 января; в апреле за период с 10 февраля до 1 апреля и так далее. Обратите внимание – начисление происходит раз в квартал.
Напоминаем, что ставка рефинансирования до 14 февраля 2022 была 8,50%, начисление пени по этой ставке произведено за 4 дня (с 10 по 13 февраля включительно), с 14 февраля установлена ставка в размере 9,50%, по ней начислено за 46 дней (с 14 февраля по 31 марта включительно).
Итак, рассчитываем пеню: 605,77руб * (8,5%/300 * 4дн. + 9,5%/300 * 46дн.) = 9,51руб.
👆🏻  Если в промежуток времени с 10 февраля по 31 марта Вы оплатили долг, то период расчёта будет короче.
В нашем случае долг был частично оплачен 20 февраля в сумме 285,85 руб. Поэтому за 6 дней (с 14 по 19 февраля) по ставке 9,5% начислено на долг в размере 605,77 руб., а за 40 дней (с 20 февраля по 31 марта) по этой же ставке на сумму 319,92 руб. (605,77-285,85).
Таким образом, наша формула с учётом оплаты выглядит следующим образом:
605,77руб. * (8,5%/300 * 4дн. + 9,5%/300 * 6дн.) + 319,92руб. * 9,5%/300 * 40дн. = 5,89 руб.
Во избежание начисления пени старайтесь своевременно оплачивать квитанции.